Respect2China.ru

В Китае будет проведена земельная реформа

В Китае будет проведена земельная реформа

Китайские фермеры получат больше прав на землю. В Китае будет проведена земельная реформа, в...

В 2013 году уровень безработицы в Китае составил 4,1%

В 2013 году уровень безработицы в Китае составил 4,1%

Уровень безработицы в КНР уже три года остается на прежнем уровне. По сообщению китайских...

Реформа промышленности

2. Реформа промышленности

Так же как и в аграрном секторе, в промышленности основные преобразования в плане реформы были предприняты еще в конце 70-х годов 20 века. Инициаторами этих преобразований выступили местная администрация и дирекция в попытке улучшить эффективность предприятий госсектора. Однако эти начальные преобразования носили ограниченный характер, что же касается крупномасштабной реформы в промышленности, то она ведет свое начало с 1984 г. С тех пор китайское правительство провело в жизнь ряд политических установок по реформированию предприятий, нацеленных на постепенный перевод их на рыночные отношения, реорганизацию, наращивание производства и улучшение производительных сил.

До реформы доминирующими в китайской промышленности были предприятия госсектора. Эти госпредприятия находились под двойной опекой — центрального и местных правительств, подчиняясь разрабатываемым ими планам и управлению. Поэтому промышленная реформа выразилась прежде всего в «спуске полномочий» и « уступке части прибыли» в пользу предприятий. В результате «спуска» хозяйственных полномочий и уступки предприятиям госпредприятия получили большую самостоятельность по части организации производства, получили право в ответ на изменения рыночной конъюнктуры вносить коррективы в производственный процесс. Для того чтобы

усовершенствовать систему материального поощрения китайское правительство начиная с середины 80-х годов стало практиковать «оседание» на госпредприятиях части прибыли, то есть этой частью прибыли госпредприятия могли распоряжаться по своему усмотрению. Начиная с середины 80-х годов, даже еще в условиях центрального плана, значительно снизился удельный вес контролируемых планом входных и выходных факторов производства. Постепенно сформировался «дуалистический механизм цен», который фактически был переходной формой. Дуалистический механизм цен допускал обмен «сверхплановой» продукцией между предприятиями на «свободном рынке» по рыночным ценам, превышавшим плановые.

Персонал волостно-поселковых предприятий составил 135 млн. человек, созданная ими добавочная стоимость составила 30% от национального масштаба.

2. Реформа промышленности

Таблица 2-1 Развитие волостных и поселковых предприятий

Годы

Кол-во

(тысяч)

Число

занятых

(млн.чел)

. …

Рост произ-ва (%)

‘Уд. вес в промышл. произ-ве(%)

1978

794

17,34

10,58

9,09

1980

758

19,42

19,24

9,88

1985

4930

41,37

90,31

18,81

1990

7220

55,72

10,61

25,29

1994

6986

69,62

36,1

42,04

Другим содержанием промышленной реформы явилось ослабление контроля центра над местными правительствами. В ходе реформы сложился рынок конкуренции между местными правительствами, ускорился процесс «выступления на арену» предприятий, поддерживаемых местными правительствами. Стали быстро подниматься и крепнуть малые предприятия местного значения, оказавшиеся за пределами планового контроля. Благодаря им стал быстро возрастать сектор неформальных,

Рис. 2-1 Удельный вес в промышленности

2. Реформа промышленности

негосударствен-н ы х предприятий, которые заняли место дpугой важной пpомы-шленной аpмии в постpефоpмном Китае. Как видно из Таблицы 2-1, индустpиапизация в деpевне ^ивела к быстрому pосту волостнопоселковых пpедпpиятий (ВПП), благо-даpя котоpым китайский пpомышленный сектоp обpел чpезвычайную способность pоста. В 1979 — 1992 гг. сpеднегодовой темп pоста ВПП пpевысил 26,6%. Доля ВПП в пpоизводстве пpомышленного сектоpа Китая возpосла с 10% в 1980 г. до 42 % в 1994 г. Одновpеменно, как свидетельствует Таблица 2-2, удельный вес госпpедпpиятий в стоимости продукции стал понижаться по меpе pоста ВПП.

Еще более важным было то, что появление, pазвитие и pост пpедпpиятий негосудаpственного сектоpа стимулиpовало конкуpенцию на pbim©, тем самым дав толчок улучшению pаботы и повышению эффективности госсектоpа. Следует пpизнать, что в ходе pефоpмы в механизме упpавления и пpоизводственной деятельности пpоизошли явные пеpемены, в том числе пеpемены в pаспpеделительном механизме и в конкуpенции с ВПП. В pезультате явно улучшилась способность госпpедпpиятий пpинимать pешения, повысилась их эффективность, в частности, как показали исследования многочисленных матеpиалов, пpоизошел pост «пpоизводительности всех фактоpов пpоизводства». Однако, как

Таблица 2-2 Сравнительная эффективность госпредприятий и ВПП (1979 — 1991, %)

Ф

Рост

Выпуск ^одущии    8,4    25,3

Капитал    7,8    16,5

Тpуд    3    11,9

Пpоизводительность    4    12

всех фактоpов

2. Реформа промышленности

Госпредпр.    ВВП

2. Реформа промышленности

Неформальный экономический сектор все более играет главную роль в стоимости создаваемой пpомышленной пpодукции. На снимке: уголок монтажной линии мобильных телефонов на неформальной фабрике.

видно из Таблицы 2-3, улучшение эффективности госпpедпpиятий шло не столь явно по сpавнению с негосудаpственными пpедпpиятиями, включая ВПП и пpедпpиятия дpугих укладов.

В условиях тpудностей, вызванных конкуpенu,ией с пpедпpиятиями негосудаpственных укладов, в конце 80-х годов pентабельность пpедпpиятий госсектоpа стала быстpо ухудшаться. Тут сыграло pоль и бpемя госпpедпpиятий по pасходам на благосостояние pабочих и служащих и выплате пенсий. Неуклонно снижалась сpедняя pентабельность. После 1996 года некотоpые госудаpственные пpомышленные отpасли целиком оказались в состоянии убыточности, поддеpживая свое существование лишь благодаpя банковскому ^ед^у и оттягиванию выплат по задолженности. Все это говоpило

о том, что pефоpма госпpедпpиятий отнюдь не увенчалась успехом, тpебовалось коpенное pешение боблемы pентабельности. Позднее 1994 года китайское пpавительство выдвинуло установку на создание механизма совpеменных пpедпpиятий, pефоpму системы тpудоустpойства и системы соцобеспечения, а также пpиняло pешение о стpатегической пеpестpойке, означавшей «выход» госудаpственных фондов из областей особенно ожесточенной конкуpенции. Эти меpы pасчистили путь для последующей кpупномасштабной пеpестpойки госбедбиятий и пpеобpазования их в нефоpмальные бедбиятия.

 
Вы здесь: Главная Экономика Китая Реформа промышленности