Перспективное развитие и реформа сельской экономики Китая
III. Перспективное развитие и реформа сельской экономики Китая
Начиная с 1998 г. темпы роста доходов крестьян стали сильно отставать от темпов роста доходов городского населения. В некоторых главных зернопроизводящих районах доходы крестьян стали понижаться в абсолютном выражении. Китайское правительство решило разработать меры по стимулированию
В деревнях, преуспевших в экономическом строительстве, почти каждая семья живет в благоустроенном коттедже. |
сельской экономики и увеличению доходов крестьян. Рост цен на продовольствие в 2004 г. вынудил китайское правительство обратить еще более пристальное внимание на сельскохозяйственное производство. В настоящее время Китай уже разработал комплекс курсовых установок и мероприятия реформы, касающиеся систематического развития сельской экономики и преобразования хозяйственного механизма. Развитие сельской экономики рассматривается как одна из целей работы правительства.
В урегулировании сельской экономики китайское правительство разработало курс «больше дать, меньше взять, дать большую свободу». Урегулирование нацелено на расширение сферы трудоустройства крестьян, ускорение научно-технического прогресса, углубление сельской реформы, увеличение инвестиций, усиление поддержки и гарантий сельскому хозяйству.
Правительство рассчитывает, что таким образом можно будет быстро повысить доходы крестьян и добиться перелома в ситуации неуклонного увеличения разрыва между доходами населения города и деревни. Поставлены задачи в следующих аспектах:
Во-первых, добиться за 20 лет достижения среднедушевого дохода в деревне в размере 8000 юаней. В течение 20 лет с 1980 по 2000 год доход крестьянской семьи в расчете на душу возрос в 4,5 раза, в 2000 г. составил 2253 юаней. Можно полагать, что за предстоящие 20 лет благодаря углублению сельской реформы и повышению уровня модернизации аграрного производства душевой доход крестьян возрастет в 4 раза, достигнув 8000 юаней. Тогда можно будет говорить о достижении крестьянами уровня малого благосостояния, и разница между доходами в городе и деревне сократится.
Во-вторых, сосредоточенными усилиями помочь главным зернопроизводящим районам развивать зерновое производство, тем самым способствуя росту доходов хлеборобов. Начиная с 2004 г. государство развернет проект по созданию ряда государственных баз, где будут выращиваться высокосортные хлебные культуры. Для этого будут отобраны крупные зернопроизводящие уезды и госфермы, имеющие прочную основу и перспективы развития. Для того чтобы зерновые базы могли вести крупномасштабное капитальное полевое строительство, государство учредит определенную сумму фондов на «выкуп» подрядных земель, перспективных в отношении капитального полевого строительства. На этих землях будут созданы поля высоких устойчивых урожаев, таким образом повысится комплексный потенциал зернового производства.
В-третьих, принять меры по всестороннему повышению безопасности качества сельскохозяйственной продукции. При соблюдении посылки сохранения и повышения комплексного потенциала зернового производства организовать «наступление вширь и вглубь» сельскохозяйственного производства, придерживаясь требований высокой производительности, хорошего качества, высокой эффективности, охраны среды и безопасности, и следуя путем более тонкого подхода, интенсификации и внедрения индустриальных методов, неустанно изыскивать новые возможности повышения эффективности и доходности сельскохозяйственного производства.
В-четвертых, ускорить становление сельского хозяйства на индустриальные рельсы, оказать поддержку предприятиям, обслуживающим сельское хозяйство, и предприятиям переработки сельскохозяйственного сырья. Правительство учредит специальный фонд средств для оказания помощи проектам по индустриализации сельскохозяйственного производства и значительно увеличит инвестиции в головные предприятия.
В-пятых, усилить работу в области сельскохозяйственных исследований и внедрения передовой агротехники. Будет значительно увеличина статья ассигнований на нужды исследовательских проектов, финансируемых за счет госбюджета, также будут увеличены вложения в превращение достижений агротехники в производительные силы. В масштабе страны будет создана межрегиональная профессиональная организация нового типа, ответственная за распространение достижений науки и техники.
В-шестых, ускорить темпы урбанизации, стимулировать приток избыточной сельской рабочей силы в хозяйственные структуры города. Для этого правительство готовит специальные политические установки, направленные на повышение способности малых городов и поселков принять большое количество крестьян с тем чтобы дать новый стимул развитию сельской экономики. Правительство поощряет трудоустройство крестьян в городах, поддерживает усилия по организации среди них профессиональной подготовки, принимает меры по обеспечению их детей школьным образованием и по обеспечению самих тружеников социальными гарантиями.
В-седьмых, сохранить пахотные угодья, стимулировать урегулирование структуры сельскохозяйственного производства, повышать качество продукции. По требованию правительства к 2005 г. размер национального пахотного клина должен быть не меньше 128 миллионов гектаров. Необходимо стабилизировать потенциал зернового производства, прибегая к таким мерам, как «внедрение семенной инженерии», совершенствование ирригационной полевой системы, усиление преобразования средне-и низкоурожайных полей, упорядочение содержания и размещения баз товарного зерна. Кроме того следует поощрять развитие скотоводства и элитных сортов продовольственных культур.
В-восьмых, развивать международную торговлю, увеличить экспорт продукции, отмеченной китайским преимуществом. По плану Министерства торговли КНР в ближайшие 4 — 5 лет экспорт сельскохозяйственной продукции превысит 30 миллиардов долларов, в 2013 г. превысит 40 миллиардов долларов. Китайское правительство форсирует разработку и корректировку соответствующих законов и нормативных актов. Согласно этим актам экспорту сельскохозяйственной продукции будет оказана еще более существенная поддержка.
В-девятых, увеличить госбюджетные инвестиции в пользу развития сельского хозяйства и сельской экономики, повысить уровень инфраструктурного оснащения, улучшить экологическую среду. Правительство намерено создать усовершенствованный механизм стабильного увеличения госбюджетных инвестиций на нужды сельского хозяйства. Прибегая к таким экономическим рычагам, как налогообложение, беспроцентные кредиты, дотации и пр., поощрять и направлять общественный капитал в русло поддержки сельского хозяйства и развития деревни. Будет стабилизирована и постепенно увеличиваться пропорция основных государственных фондов, используемых на нужды сельского хозяйства.
В-десятых, оказывать помощь бедному населению деревни, оказывать поддержку хозяйственному развитию отсталых районов. Государство будет увеличивать финансовую помошь бедным. Будут приняты меры по оказанию еще более целенаправленной помощи бедным деревням и дворам, которые до сих пор испытывают трудности в пропитании и других насущных потребностях. В отношении бедного населения проживающего в местах,где отсутствуют самые элементарные условия жизни и экология непригодна для существования, прибегать к мерам переселения и оказанию помощи новоселам на новых местах обитания.