Непрерывное повышение разряда и обновление предметов длительного пользования
IV. Непрерывное повышение разряда и обновление предметов длительного пользования
С 50-х годов 20 века китайцы, говоря о бытовой технике длительного пользования, называли в первую очередь «4 товара», причем обладание этими «4 товарами» считалось показателем материального благополучия и общественного положения их обладателя.
В 50 — 70-е годы «4 товарами» были велосипед, швейная машина, ручные часы и транзисторный приемник, продержавшиеся в этом качестве 30 лет. Им соответствовал уровень потребления в несколько сот юаней. В период с 80-х до середины 90-х годов по мере повышения уровня благосостояния в списке «4 товаров» произошло изменение, на смену товарам, упомянутым выше, пришли холодильник, телевизор цветного изображения, стиральная машина и магнитофон. Приобретение новых «4 товаров» требовало уже не сотен, а нескольких тысяч юаней. В конце 90-х годов произошла новая смена «4 товаров», речь пошла о приобретении кондиционера, персонального компьютера, мобильного телефона и автомобиля. Для их покупки требовалось несколько десятков тысяч юаней.
С вступлением в новый век выражение «4 товара» практически исчезло из лексикона китайцев, независимо от того, какое содержание в них заключалось, люди стали более требовательны к обстановке и
Таблица 7-3 Количество предметов длительного пользования на 100 сельских семей (считая в конце года)
Таблица 7-4 Количество предметов длительного пользования на 100 городских семей (считая в конце года)
вещам, отражающим их индивидуальность и стремление к комфорту. И в отношении продуктов питания, одежды и других бытовых условий стали стремиться к вещам высокоразрядным. В семейной жизни стало обычным посещение ресторанов и баров. Одежду стали выбирать в согласии со своими индивидуальными особенностями, добиваясь прежде всего ощущения комфорта.
По данным Госуправления Статистики в настоящее время наиболее
десять перемен в экономической жизни населения 163 ®
CHINA |
![]() |
Городские женщины стараются не отставать от моды. |
перспективными являются следующие 6 областей потребления: 1. Жилье. В 2001 г. Среди городского населения 81,2% жильцов имели собственные квартиры. Обладание жильем повлекло за собой потребление, связанное с ремонтом, покупкой мебели и бытовых электроприборов. 2. Личные автомобили. В 2003 г. в городах на каждые 100 семей приходилось 0,9 личного автомобиля, из проданных автомобилей частные автомобили составили 60%. 3. Средства связи и электронные приборы. Потребление в этой области возрастает с 2002 г. в год на 20 с лишним процентов. 4. Расходы на культурные нужды и образование. В 2001 г. фактическое потребление в культурной области составило в Китае более 80 миллиардов юаней. Эксперты считают, что потенциальные расходы составят 300-600 миллиардов юаней. 5. Расходы на праздники и туризм. 6. Плата за сервис.