Перспективы китайской политики открытости
IV. Перспективы китайской политики открытости
1. Вступление в ВТО — новая веха открытости Китая
Доказательством непоколебимой приверженности китайского правительства политике открытости является то, что начиная с 1986 г. в течение 15 лет оно в официальном порядке требовало восстановления своих прав в ГАТТ как одного из его организаторов.
С 1948 года, когда вступило в силу соглашение ГАТТ, до 1995 года, когда оно было официально переименовано во Всемирную Торговую Организацию, число его членов возросло до 105, объем торговли между партнерами по ВТО составил 90% мировой торговли. Прошло 15 лет трудных переговоров пока Китай не стал официальным членом ВТО. Вступая в ВТО, Китай взял на себя ряд обязательств, главные из которых сводятся к обещаниям по двум направлениям: Первое, Китай открывает свой рынок, включая товарный рынок и рынок услуг; второе, Китай принимает правила ВТО и в соответствии с ними вносит коррективы в свою политику. Своим вступлением в ВТО Китайское правительство демонстрирует международной и отечественной общественности непоколебимость курса на строительство открытой рыночной экономики.
Проведение в жизнь обещаний, данных при вступлении в ВТО, неизбежно приведет к широким и глубоким переменам в социально-экономической жизни Китая. Благодаря тому, что за прошедшие 20 лет Китай в рамках односторонних или двусторонних акций предпринял меры по расширению открытости, уровень его открытости явно возрос. Однако, говоря в целом, по-прежнему остается чересчур высокой степень рыночного протекционизма, эта степень выше не только степени протекционизма развитых стран-членов ВТО, но и выше уровня протекционизма в развивающихся странах-членах ВТО. После вступления в ВТО степень открытости китайского рынка в целом достигнет уровня открытости рынков развивающихся стран, но в отдельных отраслях открытость будет даже шире. Таким образом Китаю предстоит предпринять энергичные усилия с тем, чтобы превратить относительно неоткрытую экономику в сравнительно открытую. В отношении корректировки существующих установок и правил следует учитывать, что Китай — страна, совершившая переход от плановой экономики к рыночной, где только-только оформилась в общих контурах архитектоника рыночной экономики, но еще не произошел прогресс прорывного характера в таких важных аспектах, как создание единого национального рынка, реформа предприятий госсектора, реформа системы мобилизации и инвестирования капитальных средств и пр. Требования ВТО — это основные требования, которым должна
Растет число зарубежных инвесторов, привлеченных возможностями, открывающимися в связи с готовящейся Олимпиадой (2008), Мировой ярмаркой, освоением Китайского Запада и возрождением Северо-Восточной индустриальной базы.
отвечать открытая рыночная экономика. Реформы экономического механизма, стимулируемые правилами ВТО, в основном находятся в согласии с целью Китая: построением социалистической рыночной модели экономики.
Intel Goes West
хвмм+вв*
Corporation-Chengdu Municipal People’s Government Signing Cerem
And Intel Press Conference
Китайский Запад—новая «горячая» территория приложения иностранного капитала. На снимке; церемония подписания Соглашения об инвестициях между британской «Интел» и г.Чэнду (пров. Сычуань). |
От Китая требуется примерно за неполных 5 лет выполнить обещание завершить открытость рынка и внести коррективы в политические установки. Так что по сравнению с прошедшими двумя десятилетиями, когда Китай располагал в проведении курса открытости большой свободой, он будет значительно больше ограничен по части инициативы и гибкости. Само по себе достижение в столь короткий срок столь крупномасштабной и всесторонней открытости рынка и скорректирование политических установок — не имеют прецедента в истории.
Вступление в ВТО необходимо Китаю для того, чтобы встретить на должном уровне вызов со стороны глобализации экономики, с другой стороны, вступление в ВТО станет мощным стимулом реформы и развития Китая. С перспективной точки зрения вступление в ВТО -это путь, который Китаю неизбежно придется пройти для углубленного участия в международном разделении труда и для того чтобы получить возможность развития в условиях глобализации. Однако всеобъемлющая открытость
предъявляет к правительству повышенные требования по части управления и способности перестраиваться. Если правительство не сумеет разработать адекватную стратегию, усилить корректирующую способность, может случиться, что в процессе расширения открытости еще до того как будет получен выгодный эффект, Китай понесет урон. Так что Китай должен быть готов к этому.